Федот, да не тот: в Узбекистане склонировали Twitter
В Узбекистане появилась новая социальная сеть, как две капли воды похожая на Twitter. Создатели микроблога Bamboo.uz предлагают жителям страны писать в нем все, о чем они думают, чем занимаются, что у них интересного, что они чувствуют и о чем мечтают.
Страна, которой бессменно правит бывший функционер КПСС, а ныне президент Ислам Каримов, отличается жестким - даже по азиатским меркам - контролем интернета и подавлением свободы слова в целом.
В рейтинге свободы интернета за 2013 год, составленном неправительственной организацией Freedom House, Узбекистан занимает шестое место с конца.
Хуже, по версии Freedom House, дела обстоят только в Иране, Сирии, Китае, Эфиопии и на Кубе.
Патриотический сервис
Bamboo.uz является практически клоном "Твиттера" - в его интерфейс входят точно такие же изображения пользователей, хэштеги, набор поисковых и навигационных кнопок. И даже шрифт, похоже, тот же самый.
Но есть и несколько отличий: например, сообщения могут быть длиной 700 символов - ровно в пять раз больше, чем у "Твиттера".
Но главная особенность национальной соцсети состоит в том, что если "Твиттер" создан для всех без исключения, то узбекский "Бамбук", как подчеркивают разработчики, "исключительно для жителей Узбекистана".
"Одна страна - одна сеть" - таков его девиз.
Интернет-пользователи Узбекистана, где медиаландшафт жестко регулируется, восприняли приглашение писать в новом микроблоге все, о чем думается, с большим скептицизмом.
На этой неделе международная организация "Репортеры без границ" подвергла резкой критике Узбекистан за строгую цензуру, заявив, что в настоящее время там находятся под стражей как минимум десять журналистов и блогеров.
Нелегкая задача
Микроблог "Твиттер", происхождением которому обязан его национальный близнец, обрел огромную популярность в Узбекистане в прошлом году - после того как старшая дочь президента Каримова, Гульнара, начала выкладывать в нем закулисную информацию о своей семье.
В 2012 году Гульнара Каримова, которая до недавнего времени считалась одной из самых влиятельных фигур в окружении отца, попала в опалу: у бизнес-леди стали возникать большие и разнообразные проблемы, принадлежавшие ей благотворительные фонды, предприятия, магазины, радио и телевизионные станции начали закрываться один за другим.
И тогда она через "Твиттер" принялась публиковать потоки беспрецедентных обвинений в адрес узбекских спецслужб и ближайшего окружения президентской семьи.
Судя по всему, откровения дочери президента не добавили узбекским властям нежных чувств по отношению к социальным сетям.
По мнению наблюдателей, появление Bamboo.uz - не что иное, как попытка местных спецслужб полностью взять под свой контроль медиапространство.
Но задача это нелегкая. Предыдущая попытка запустить клона сайта Facebook, UzFacebook, провалилась - зарегистрироваться в нем пожелало всего несколько человек.
В субботу утром на сайт Bamboo.uz попасть было невозможно - во всяком случае, находясь за пределами Узбекистана.