Госдума разрешила блокировать сайты молниеносно и без суда
Госдума одобрила законопроект, позволяющий Генпрокуратуре во внесудебном порядке принимать решения о блокировке доступа к экстремистским интернет-сайтам, включая ресурсы с призывом собираться на несанкционированные акции. При этом Роскомнадзор и интернет-провайдеры обязаны незамедлительно реагировать на соответствующие предписания надзорного ведомства.
Государственная Дума одобрила в первом чтении поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Согласно документу, разработанному депутатами Андреем Луговым (фракция ЛДПР), Николаем Ивановым (КПРФ) и Сергеем Чиндяскиным («Единая Россия»), Генпрокуратура наделяется полномочиями по внесудебной блокировке доступа к интернет-сайтам экстремистской направленности.
Под запрещенной информацией понимаются призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной или межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности и «участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Таким образом, призывы к посещению несанкционированных митингов также подпадают под действие данного запрета.
Решение о блокировке ресурса может принимать генпрокурор либо его заместители. Затем оно будет передаваться в Роскомнадзор, который, в свою очередь, должен будет незамедлительно передавать его интернет-провайдерам – то есть включать ресурс в реестр запрещенных сайтов. Те, со своей стороны, должны будут незамедлительно осуществить блокировку доступа к нему.
Параллельно Роскомнадзор должен будет определить хостинг-провайдера, обслуживающего данный сайт, и направить ему соответствующее уведомление. У хостинг-провайдера будет день на передачу данного уведомления владельцу сайту. В случае, если запрещенная информация будет удалена владельцем ресурса, ему следует уведомить об этом Роскомнадзор, который снимет блокировку.
В России еще в 2006 г. были приняты поправки в Закон «О противодействию экстремистской деятельности», который запрещают распространение экстремистских материалов в телекоммуникационных сетях. Решения о признании материала экстремистским принимает суд на основе иска прокуратуры. После положительного решения суда материал включается в Федеральный список экстремистских материалов, который ведется Минюстом.
Но, как уже писал CNews, у интернет-провайдеров отсутствует прямая обязанность блокировать доступ к интернет-сайтам из списка Минюста. Некоторые крупные провайдеры осуществляют мониторинг данного списка, но блокировку все равно можно осуществлять только в ручном режиме: список ведется в хаотичном порядке, в решениях судов зачастую отсутствуют точные указания адресов с экстремистской информацией либо они приведены неверно.
В итоге до сих пор доступ к экстремистским сайтам блокировался только интернет-провайдерами, к которым напрямую поступили соответствующие предписания от местных судов. Между тем, в 2012 г. в России появился центральный автоматизированный реестр запрещенных сайтов, который ведет Роскомнадзор. В него во внесудебном порядке включаются ресурсы, распространяющие детскую порнографию, наркотики, призывы к самоубийствам, а также, как планируется, сайты с информацией о детях, ставших жертвами насилия. С 2013 г. в него включаются и сайты, занимающиеся видеопиратством.
В принятом же Госдумой законопроекте содержатся более жесткие требования к блокировке экстремистских ресурсов, чем применяются сейчас к прочим запрещенным сайтам. Так, в отношении сайта другой категории от момента принятия каким-либо уполномоченным органом решения о признании его незаконным до непосредственно блокировки проходит до пяти дней.
Один день отводится на то, что Роскомнадзор обнаружил хостинг-провайдера данного сайта и направил ему соответствующее уведомление. Далее у хостинг-провайдера и владельца сайта есть три дня, чтобы удалить запрещенную информацию. Если этого не происходит, то Роскомнадзор вносит ресурс в реестр запрещенных сайтов, после чего у провайдеров есть еще сутки на его блокировку.
В нынешнем же законопроекте блокировка должна происходить сразу же, а владельцу ресурса не предоставляется возможности самому удалить незаконную информацию и не допустить таким образом блокировки.
Хотя существующим законодательством предусмотрено включение в список Роскомнадзора сайтов, запрещенных судами, до сих пор экстремистские ресурсы в этот реестр не попадали. Впрочем, по словам пресс-секретаря Роскомнадзор Вадима Ампеловского, осенью ведомство наладило взаимодействие с Генпрокуратурой, которая пообещала информировать его о принятых решениях судов в отношении интернет-ресурсов, размещающих противозаконную информацию.
А в ноябре глава Роскомнадзора Александр Жаров встретился с руководством Генпрокуратуры и два ведомства договорились создать совместную рабочую группу, которая бы организовала эффективное удаление выявленной противоправной информации до обращения в суд. Принятый законопроект Ампеловский не комментирует, но в целом он считает внесудебный порядок блокировки сайтов эффективным, так как суды не всегда могут обеспечить необходимый уровень экспертизы. «Каждый судья просто не в состоянии содержать штат специалистов, способных распознать отличия между IP, DNS и URL», - отмечают в Роскомнадзоре.
Координатор проекта Роскомсвобода Артем Козлюк опасается, что в случае окончательного утверждения законопроекта последствия блокировок интернет-ресурсов будут непредсказуемыми, а добропорядочным интернет-компаниям будут созданы новые проблемы. «Кроме того, данный законопроект в любом случае нуждается в поправках, - предупреждает Козлюк. - Если он будет принят в текущем виде, то Генпрокуратура получит возможность наказывать Роскомнадзор за отсутствие незамедлительной реакции на блокировку экстремистских интернет-сайтов, а Роскомнадзор по аналогичной причине сможет наказывать интернет-провайдеров».