Посиковик «Яндекс» анонсировал проект «Атом», который позволит сторонним сайтам с использованием API «Яндекса» автоматически персонализировать контент, исходя из интересов своих пользователей. Действующих аналогов такой системы в интернете не существует.
«Яндекс» завил о разработке новой технгологической платформы «Атом», которая позволит владельцам сайтов на лету модифицировать показ контента персонально для каждого посетителя, автоматически адаптируясь под их интересы.
Служба, анализирующая поведение пользователя и строящая гипотезы о его интересах будет работать на мощностях «Яндекса». Сформулированные рекомендации для партнерских сайтов будут доступны в API поисковика.
Хотя прогноз пользовательского поведения имеет широкое применение, в частности, в интернет-рекламе, действующих аналогов «Атома» в мире не существует.
Презентация новой технологии прошла на мероприятии Yet another Conference (YaC), которое используется в том числе и как премьерная площадка поисковика. Так, в 2012 г. на YaC «Яндекс» представил свой одноименный десктопный браузер, созданный на основе платформы Chromium и технологий Opera Software.
Поисковик не раскрыл подробностей о деталях работы «Атома» и о ходе его тестирования.
Однако известно, что тестирование технологии сейчас ведется как на собственных сервисах «Яндекса», так и на сайтах его партнеров, имена которых не называются.
Возможно, некоторое представление о них можно получить со слов разработчика «Атома» Юрия Воронцова, который полагает, что API «Атома» очевидно было бы интересно, например, интернет-магазинам. Однако, говорит он, круг применения технологии гораздо шире: «пока мы даже не представляем, каких результатов и целей могут добиваться с помощью «Атома» самые разные сайты, поэтому сейчас мы хотим опробовать нашу гипотезу на максимально широком круге их типов»: на новостных ресурсах, контентных сайтах, сервисах по обучению иностранным языкам и т.д.
Сейчас «Яндекс» «только начинает первые переговоры и эксперименты» с применением «Атома» на сторонних сайтах, поэтому говорить о сроках, в которые будут доступны первые результаты его использования пока рано, полагает Воронцов. По информации CNews, тестирование «Атома» началось примерно неделю назад.
Говоря о платформе ее создатели приводят как пример ее удачного использования новостной портал, который, исходя из предпочтений каждого пользователя выстраивает индивидуальную информационную картину: «например, любитель кино сможет увидеть на сайте больше рецензий, статей и новостей о кино, а пользователь, интересующийся музыкой, — больше музыкальных публикаций».
Определив предпочтения пользователя внутри каждой категории «Атом» может показать одному пользователю материалы о российской поп-музыке, а другому — о британском роке, пишут создатели сайта. Таким образом, «Атом» поможет отсечь от посетителя ненужную пользователю информацию и повысить долю интересного ему контента.
Другие собеседники CNews в «Яндексе» говорят, что первых итогов работы «Атома» в боевых условиях можно ожидать примерно через год.