Интернет-гигант Google произведет глубокую модификацию своего ключевого сервиса - поиска в интернете, пишет The Wall Street Journal. Изменения начнутся в течение нескольких месяцев.
Фокус поиска будет смещен с обработки ключевых слов на смысл запроса: выше списка ссылок на странице выдачи появится прямой ответ на заданный вопрос и сведения об объекте поиска. Нововведение затронет бизнес-интересы миллионов сайтов, зависящих от попадания в топ поисковой системы, и одновременно позволит Google продавать больше рекламы, считает WSJ.
Как заявил в интервью топ-менеждер Google по поиску Амит Сингал, новый "семантический поиск" позволит поисковому движку "понимать" смысл запроса "так, как его понимают люди". Для этого запрос будет проходить через базу знаний, содержащую сведения о сотнях миллионов "сущностей" - людях, объектах, местах, - которую Google, как оказалось, без лишнего шума собирала последние два года. По запросу "озеро Байкал" Google будет выдавать поверх списка поисковых результатов ключевые характеристики озера - глубину, объем, местоположение. По запросу "10 крупнейших озер планеты" поисковик сразу выдаст этот список - вполне возможно, что пользователю не придется уходить с Google ни на один из найденных сайтов. Если же прямой ответ не отыщется в базе знаний, поисковик отсортирует выдачу с учетом вычисленной ценности информации о "сущности" на сайте, а не только по ключевым словам.
Новый алгоритм поиска означает большие сдвиги и для Google, и для всей интернет-среды, пишет WSJ.
Google, занимающая 66% рынка поиска в интернете и получающая 75% выручки от рекламы в поиске, таким образом сохранит отрыв от конкурентов в лице Bing от Microsoft и голосового поискового сервиса Siri от Apple. Также нововведение позволит Google подтянуться по времени пребывания пользователя на странице к социальным сайтам вроде Facebook и Twitter, повысив при этом релевантность контекстной рекламы. За счет того что при поиске, например, по фамилии писателя, Google будет сразу выдавать список книг со ссылками на страницу каждой из них, компания сможет увеличить и рекламоемкость поиска, считают эксперты.
Представитель Google отказался комментировать изменения в поиске, но источник, разбирающийся в происходящем, рассказал WSJ, что руководство рекламного подразделения компании знает о готовящихся изменениях и уже рассчитывает улучшить за их счет свои показатели.
По словам Ларри Корнетта, бывшего вице-президента по поисковым разработкам Yahoo, миллионам сайтов, зависящих от поисковой выдачи Google, придется переделывать разметку своих страниц под измененный поиск. Другой интернет-эксперт считает, что семантический поиск прямо повлияет на выдачу по 10-20% поисковых запросов, или десятков миллиардов в месяц.
Появление у Google семантического поиска, по всей вероятности, связано с деятельностью команды разработчиков компании Metaweb Technologies, которую интернет-гигант приобрел в 2010 году на этапе стартапа. Тогда Metaweb имела базу знаний из 12 млн "сущностей". Сейчас, по словам Амита Сингала, в базе знаний Google больше 200 млн единиц. Частично она пополнена автоматически - за счет сложных специализированных алгоритмов, вычленяющих смысловые единицы из контента Всемирной сети.