В течение пяти лет у «Билайна» появится новый ЦОД общей площадью 3 тыс. кв.м., построенный по модульному принципу. Помимо внутренних нужд его планируется использовать для предоставления облачных услуг внешним заказчикам.
«Вымпелком» (торговая марка «Билайн») завершает проектирование и в апреле 2012 г. планирует приступить к строительству масштабного дата-центра в Ярославле, сообщает оператор. ЦОД будет построен по модульному принципу - состоять из нескольких автономных помещений площадью около 500 кв.м., каждое из которых позволит разместить до 200 стоек с оборудованием. Помимо этого каждый модуль будет содержать децентрализованные системы электрораспределения, кондиционирования и вентиляции.
Увеличивать количество модулей ЦОДа планируется постепенно, по мере роста потребностей в оборудовании. В компании рассчитывают, что в течение пяти лет его общая площадь достигнет около 3 тыс. кв.м.
Для создания ЦОДа будут использоваться решения испанской AST Modular. Основной элемент выбранной модульной конструкции представляют огнестойкие самонесущие панели, которые соединяются «ласточкиным хвостом» и закрываются профилями, защищающими от температурных воздействий и попыток несанкционированного проникновения. Охлаждаться размещенное в модулях оборудование будет за счет более прохладного воздуха с улицы (технология free-cooling).
По состоянию на второе полугодие 2011 г. у «Билайна» насчитывалось 16 ЦОДов общей площадью порядка 1,7 тыс. кв.м., расположенных в Москве, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, Северо-западе и в Поволжье. До сих пор при их создании использовался только централизованный принцип построения, говорят в компании.
Основные вычислительные мощности компании расположены в едином ЦОДе в Москве, который состоит их двух площадок – главной и резервной – и несет примерно 90% вычислительной нагрузки компании.
Генподрядчик под модульный проект еще не выбран, рассказали CNews представители «Вымпелкома». Поставщиком же модулей для ЦОДа, а также проектировщиком инженерных систем и системы охлаждения выбрана компания «Ланит».
Представитель «Вымпелкома» Анна Сластенникова рассказала CNews, что новый дата-центр создается с целью продолжить технологическое развитие, оптимизировать существующую архитектуру сети и развивать направление «облачных» сервисов. Первый такой сервис – предоставление в аренду Office 365 – «Билайн» запустил в 2011 г. - на базе московского ЦОДа, уточнили в «Билайне». Оператор также предоставляет услуги по размещению в своих датацентрах клиентского ИТ-оборудования.
Отметим, что по данным CNews Analytics, конкурент «Билайна» по «большой тройке» – «Мегафон» - в 2011 г. являлся крупнейшим поставщиком услуг ЦОД в России. Общая площадь техплощадок оператора превышает 12 тыс. кв.м. Услуги датацентров включают аренду места в залах или стойках, физических и виртуальных серверов, дискового пространства, ПО Microsoft с ежемесячной оплатой и др.
Из «большой тройки» операторов в коммерческих целях свои датацентры в России до сих пор не использует только МТС. Правда, в прошлом году компания запустила облачные SaaS-услуги в Белоруссии. В МТС говорят, что это первый шаг к масштабному внедрению облачных сервисов. «Мы видим востребованность этих услуг на российском рынке и активно работаем над развитием облачных решений в России», - отмечают представители МТС.
По словам представителя оператора Валерии Кузьменко, на сегодняшний день МТС эксплуатирует 5 крупных ЦОДов в России, которые расположены в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Владивостоке. Их общая площадь составляет порядка 3 тыс. кв.м. В планах МТС - строительство еще двух ЦОДов в Москве, а также датацентров в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
Стоит отметить, что модульные ЦОДы в последнее время приобретают все большую популярность в России. Источник в локальном представительстве HP, активизировавшемся на рынке строительства ЦОДов в России в прошлом году, рассказал CNews, что сейчас основная часть датацентров, которые компания создает для своих клиентов, строится именно по модульному принципу.
«Это позволяет масштабировать ИТ-инфраструктуру лишь по мере роста потребностей бизнеса, и, таким образом, экономить инвестиции в датацентр», - говорит он.
По мнению Константина Анисимова, директора по маркетингу Parallels в России и RMEA, конкуренция на рынке ЦОДов усиливается, а это значит, что ресурсы для облаков будут лучше и дешевле. "Провайдеры уже понимают, что генерацию контента лучше делать самим или держать ее как можно ближе к себе. Тогда можно и поиграться в широкие предложения для рынка", - добавляет он.
Тем не менее, 3 тыс. кв. метров - это очень мало не только по мировым меркам, но даже и для России, отмечает представитель Parallels.